Главная страница » Происшествия » Просто и гениально

Просто и гениально


В СССР набирало популярность бардовское творчество, любителей спеть у костра становилось всё больше. Но Булат Окуджава никогда не был одним из многих. Модный, ни на кого не похожий. В его тихих песнях звучали самые обычные слова, а мелодии говорили о возвышенном без фанфар. Несмотря на это, он стал настоящим кумиром любителей поэзии и романов. В вековой юбилей признанного мэтра вспомним о его жизненном пути.

О самом главном


Париж, 1995 год. Зал переполнен. Много иностранных послов и международных чиновников. Под несмолкающие аплодисменты на сцену выходит мужчина. Смущённо кланяется, ставит ногу на стул, кладёт гитару на колено: «Очень много комплиментов здесь говорили в мой адрес. Я постараюсь оправдать. Но я хочу сказать, что у нас не концерт. У нас встреча». Булату Окуджаве на тот момент 71 год. Он на пике славы и народной любви. Тихий голос, простые мелодия и слова. Происходит нечто завораживающее. Сказано мало, а пробирает до мурашек, до слёз. Впрочем, как и всегда, когда он выступает.


– У нас появился феноменальный поэт. Стихи обыкновенные, музыка обыкновенная, исполнение посредственное, голос никакой, всё вместе – гениально! – восхищался, познакомившись с молодым Окуджавой, Андрей Вознесенский.

Вместе с другими авторами – Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной эти поэты-шестидесятники в юности – весёлая, романтичная компания. Они дышали с Булатом одним воздухом и пели под его аккомпанемент о самом главном.


– Композиторы меня терпеть не могли, гитаристы презирали, вокалисты в ужасе от меня отворачивались. Потом выступил один наш замечательный поэт Антокольский. Он сказал – успокойтесь, это не песни, это просто способ исполнения своих стихов. И действительно, все постепенно успокоились, потому что почувствовали: я не соперник, у меня совсем другой жанр, другая стезя, – так вспоминал начало творческого пути Булат Окуджава.


Те деятели культуры, которые недооценивали поэта, давно забыты. А его сочинения остались навсегда. Может быть, секрет магии в том, что каждый, кто исполняет их, рассказывает о своей жизни: любви, радости, грусти.


– Когда я запел, это был большой шухер! – посмеялся однажды Окуджава – и оказался пророчески прав.


Его произведения запели все. У каждого был свой «зеленоглазый Бог… », своя «Надя, Наденька… » и, конечно, свой «полночный троллейбус».

Непростая судьба


«Ваше благородие, госпожа удача, // Для кого ты добрая, а кому иначе» – эти слова из знаменитого фильма известны многим. Их написал Окуджава. О жизни великого поэта известно гораздо меньше, чем о творчестве.

– Всё-таки полугрузин, полуармянин, хоть и совершенно обрусевший, он не любил говорить о себе, – рассказывала супруга Окуджавы Ольга Арцимович.


Будущий поэт родился в 1924 году в Москве. Отец Шалва Степанович занимал высокие партийные посты в Грузии, потом работал на аналогичных должностях в РСФСР. В 1937-м его расстреляли, а мать на долгие годы отправили в лагеря. Булата сначала воспитывала бабушка, потом тётя.


Когда грянула Великая Отечественная война, 17-летний паренёк пошёл на завод вытачивать стволы для огнемёта. Отчаянно рвался на передовую – стал добровольцем. Спустя годы Булат Шалвович скажет о себе, том юноше: «Он был романтичен, как, впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном «врагов народа», и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая Отчизна».

«Будь здоров, школяр»


«Наши мальчики головы подняли – // Повзрослели они до поры, // На пороге едва помаячили // и ушли, за солдатом – солдат…» – как только Окуджава попал в учебный миномётный дивизион, ряды его арбатской компании стали быстро редеть. Из 13 друзей с предвоенной фотографии четверо погибли в первые месяцы войны. Выжили только Булат и его товарищ.


«За спиной у меня автомат, на боку – две гранаты, с другого бока противогаз.

Очень воинственный вид», – описывал поэт боевой опыт в автобиографичной повести «Будь здоров, школяр». На её основе Окуджава подготовил и сценарий к фильму «Женя, Женечка, Катюша». Он рассказал, как таскал ящики с минами, ходил в наряды, стрелял по врагу.


От недосыпа и недоедания, грохота канонады всё было спутано в голове. Фронтовые будни озарены чувствами к юной связистке. В книге он делится, как был раздосадован от того, что совсем не повоевал, так как получил ранение. После госпиталя юношу направили в запасную часть.


«Опять весна на белом свете, // Бери шинель, пошли домой! » – герой этой песни Окуджавы – выживший на фронте солдат – хочет видеть рядом боевых товарищей. Мелодия очень точно передаёт эмоции, которые испытывали бойцы в мае 1945 года, – радость победы одновременно с тоской по погибшим. Данное произведение прозвучало в двух фильмах о фронтовиках – «От зари до зари» и «Аты-баты, шли солдаты».

Здесь птицы не поют


В 1945 году 21-летний Булат Окуджава вернулся в Тбилиси. Поступил на филологический факультет. Затем работал учителем в Калуге. Школьники любили его уроки и даже оставались после занятий – обсудить книгу или послушать стихи. Но Булата Шалвовича тянуло на историческую родину – столичный Арбат. Здесь он начал исполнять свои песни под гитару. Его первые произведения – «Сентиментальный марш», «Московский муравей» – быстро стали популярными.


Магнитофонные записи Окуджавы переписывали, передавали из рук в руки. Всенародную славу ему принесла песня, созданная для фильма «Белорусский вокзал». Поначалу он отказался от предложения режиссёра сочинить композицию. Тогда тот привёз Булата на «Мосфильм» и показал отснятое.

– Неожиданно вспомнился фронт, – рассказывал Булат Окуджава. – Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова: «Мы за ценой не постоим… »


Вскоре он принёс готовый вариант. На рояле неуверенно наиграл мелодию. И тут вслед за поэтом запела вся группа, а после выхода картины – страна. Никто не оставался равнодушным: плакали, глядя на экран, где герои вспоминали фронтовую юность. Песня стала звучать на парадах. А автор, увидев однажды по телевизору почётный караул, марширующий под неё, впервые отнёсся к своей музыкальной карьере серьёзно.

Святое воинство


Булат Окуджава – человек, в судьбе которого отразился весь XX век: строительство коммунизма, репрессии, Великая Оте­чественная война, «оттепель», развал СССР и рождение новой России. С надеждой на лучшее будущее он окунулся в общественную деятельность, писал исторические романы, работал в комиссии по помилованию. Объездил полмира с концертами. Выступление во Франции оказалось последним в его жизни. В 73 года поэта не стало. В тот вечер Окуджаве аккомпанировал на рояле его сын и тёзка – композитор, аранжировщик и пианист.

В жизни Булата Шалвовича многое символично. Он родился 9 мая, в День Победы, а умер 12 июня, в День России. Эти праздники накрепко связаны с его песнями. И они не только о войне. Многие о любви, человечности, смысле жизни.


Весёлые и грустные, лёгкие и сложные. «Виноградная косточка», «Дежурный по апрелю», «Капли датского короля»… Они звучали в кинофильмах, на улицах, концертах и до сих пор звучат – в них целая эпоха.


Каждый год в день рождения поэта в дачном посёлке Переделкино, где он жил, проходит концерт. Съезжаются известные и начинающие артисты, литераторы, композиторы, чтобы вспомнить Булата Окуджаву.


У него был свой совершенно неоспоримый статус чести. Его не боялись называть гением. И можно с уверенностью сказать: он по-прежнему самый цитируемый поэт России.


100 лет – важная дата. Булат Окуджава – основоположник замечательного жанра авторской песни. Это человек, в жизни воплотивший и подтвердивший все идеалы, которые воспел в стихах и песнях. А самое главное в нём: «Совесть, Благородство и Достоинство – // вот оно, святое наше воинство. // Протяни ему свою ладонь, // за него не страшно и в огонь».


В репертуаре Булата Окуджавы более 200 песенных мотивов, к которым он сочинял не только тексты, но и музыку. Его композиции легли в основу нескольких десятков кинокартин.


***


Поэт существенно повлиял на особенности развития бардовского течения. Его последователями стали такие мэтры жанра, как Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и Александр Галич. Композиция «Возьмёмся за руки, друзья…» является гимном авторской песни.


***


На Арбате установлен памятник, посвящённый творчеству «поющего поэта». Но это не столько необходимость, сколько символ и дань искусству, которому Окуджава отдал всю жизнь без остатка.



Source link

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять